
Речь президента на Международном экономическом форуме в Петербурге была насыщена яркой модернизационной риторикой. Но нужно, чтобы за словами последовали дела и был создан нормальный инвестиционный климат. Пока же в стране реализуется ограниченный вариант модернизации, не предполагающий серьезного демонтажа системы, однако такая модернизация не может быть успешной.
Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин рассказал специальному корреспонденту “КоммерсантъFM” Алексею Воробьеву о реакции инвесторов.
— Вас не удивило выступление в речи президента отсутствие слова “коррупция”?
— Удивило, честно говоря. И для меня это означало, что модернизационная программа, которую предъявлял президент, существенным образом ограничена. Она ограничена не потому, что этого слова не было в речи президента, а потому что очевидно: тот вариант модернизации, который сейчас реально реализуется или который пытаются реализовать, — он не предполагает серьезного демонтажа вот этой, я бы сказал, цементирующего элемента той системы, которая сегодня существует.
— Значит, это будет мертворожденная какая-то система?
— Нет. Я думаю, что произойдет примерно следующее: будет продолжаться ограниченная модернизация. Модернизация, скажем, в масштабах “Сколково”. Правда, президент говорит, что мы будем “Сколково” тиражировать, и может сложиться какой-то архипелаг “Сколково” в стране, но в какой-то момент станет ясно и президенту, и, наверное, всем думающим людям в стране, что ограниченная модернизация не может быть успешной.
— А вы считаете, что это уже неясно людям в стране, во всяком случае людям, которые сейчас присутствуют на экономическом форуме?
— Ну, хорошо. Я думаю, что некоторые люди считают, что только ограниченная модернизация имеет какой-то шанс в стране, потому что если проводить модернизацию широким фронтом, включить политическую составляющую прежде всего, то это та опора, на которой сегодня здание худо-бедно держится, может сдать, и рухнет крыша. И для этих людей горбачевская попытка модернизации Советского Союза является одним из самых серьезных аргументов. Поэтому давайте поспешать, но давайте поспешать медленно. …